Если у вас нет бесшумно работающей синхронной камеры и соответствующей звукозаписывающей аппаратуры, то, приступая к работе, наметьте такой план съемок, чтобы, не прибегая к сокращению звуковых характеристик, найти способы их оптимального выражения. Так, съемка крупным планом говорящего или поющего человека, если он долго остается в кадре, требует покадровой синхронности, то есть абсолютного совпадения изображения и звука. Если этого добиться трудно, лучше отказаться от таких эпизодов совсем либо давать их на паузе или на нейтральном звуковом фоне, таком, как шум воды, свист ветра и т. д.
Звуковой фон должен соответствовать замыслу, характеру и настроению эпизода. Можно подобрать музыкальное произведение, выражающее чувства и настроение героя. В таких случаях хорошо использовать музыкальные характеристики в виде отдельных музыкальных фраз, исполненных на разных солирующих инструментах, как бы передающих голос героя и его настроение. Пение же и размышления героя вслух лучше воспринимаются с изображением, в котором передано настроение и отраженно показано содержание того, о чем говорится или поется.
Весь снятый материал делят на такой, который требует абсолютной покадровой синхронности, то есть зрительно выражающий определенные синхронные звуки, и материал,- зрительно не требующий синхронного звучания.
К кадрам, требующим соответствующего синхронного звучания, относятся такие, которые в немом кино заменяли собой звуковые характеристики и как бы символизировали звучание, например губы поющего или говорящего человека, движения пальцев пианиста или скрипача, движения смычка, движения дирижера, управляющего оркестром.
Есть эпизоды, зрительное выражение которых или совсем не требует синхронного звука, или допускает некоторую несинхронность. Например, пение с закрытым ртом, разговор или пение человека, снятого со спины или в маске или прикрывающего рот рукой, веером, газетой и т. п., разговор или пение с не ясно выраженной артикуляцией на общем плане, вполоборота, наконец, при контрапунктическом решении эпизода, предусматривающем несовпадение звука и изображения.
120
В спектаклях кукольных театров, во многих мультипликационных фильмах также достаточно лишь приблизительной синхронизации звука и изображения.
Общие планы, в которых много говорящих, поющих, играющих персонажей, также менее критичны к требованиям синхронизации звука и изображения. Часто это пейзажи без явно выраженных звучащих элементов, нанора-мы с далекой точки, с самолета, вертолета, стройки, не содержащие крупных планов с ярко выраженным звуковым действием; общий шум большого количества людей, птиц, животных и других звуков, звучащих хаотично, вразнобой.
Итак, с точки зрения звукозрительного выражения, одни эпизоды требуют абсолютной синхронности, другие могут быть без ущерба для достоверности передачи события ограничены примерной синхронностью и, наконец, третьи вовсе в ней не нуждаться. В последнем случае требуется совпадение звука и изображения в начале и конце эпизода.
Если эпизод начинается и кончается затемнением, то и в звучании может не быть четких границ начала и окончания (звук возникает постепенно и в конце затихает до исчезновения).
Съемки можно вести с таким расчетом, чтобы изобразительный материал не требовал покадровой синхронности, например избегать длинных крупных планов звучащих объектов и т. п.
Многие работы кинолюбителей убеждают в том, что можно создавать интереснейшие звуковые фильмы, пользуясь несинхронной аппаратурой. Пример тому лента ленинградских кинолюбителей «В северном лагере». Это интересный рассказ об отдыхе в одном из туристских лагерей Ленинградской области. В фильме нет ни одного синхронного эпизода, но звуковое решение его продумано и выполнено так, что после просмотра фильма надолго остается ощущение, точно вы побывали в этих красивых местах, слушали пение птиц и кваканье лягушек, вдыхали свежий воздух тихого раннего утра, сидя с удочкой у лесного озера, завораживающего своей зеркальной гладью.
Звуковое решение этого фильма сделано очень тонко. Найдены самые выразительные, чарующие человека звуки, а особенно хорошо передана тишина пробуждающейся перед восходом солнца природы. В ряде эпизодов удачно
121