нация фильма; крупный композитор исполняет свою новую симфонию. Она вызывает одновременно множество внутренних драм в душах слушателей.
Итак, мы видим Северена Марса за пианино; пианино, руки композитора, партитура, гости, слушающие его игру: женщины — мечтательно, мужчины — задумчиво, — все это замечательно, и я ручаюсь, что зрителя глубоко взволнует эта сцена.
В это же время слушает и Эмми Линн. Она сосредоточенно слушает в течение первой части сцены, и ее душевное оцепенение нас потрясает. Затем „демон пластичности" коснулся ее, а может быть, Абеля Ганса? Она расправляет крылья, взмах рук, вуалей, большая белая птица, накидка, колышащаяся на ветру... что-то в этом роде. Ганс увидел какой-то призрак. А я ничего не увидел. Потому что возникновение этого видения несколько искусственно или по меньшей мере сделано в традициях литературы, и, следовательно, мешает мне ощутить правду. Возможно, что этот кадр понравится зрителям. Но он не нужен. Вы подумали о Самофракийской победе. Но для меня Самофракийская победа живет сама по себе. Оставьте ее там, где она есть..."
Когда „Десятая симфония" появилась на экранах, Абель Ганс начал работать (с лета 1917 г.) над кинокартиной „Я обвиняю" — большим военным фильмом, который финансировался Патэ (миллион франков) и Кинематографической службой армии. Но различные события прервали съемки. Фильм „Я обвиняю" вышел на экран в Париже только в марте 1919 года. Деллюк высказал весьма умеренный восторг.
„Итак, я поздравляю Абеля Ганса, — писал он в „Пари-миди". — С чем? — спрашиваю я себя. У него есть идеи или место для многих идей. Отсюда некоторый беспорядок... Этим беспорядком он когда-то подкупил меня и, я думаю, снова подкупит ... Но ... достигнет ли Ганс цели, о которой мы мечтаем?... Истинная гуманность не признает, особенно в кино, декламации, театральной позы, литературности ... Даже если речь идет о высокой литературности ... Не думаю, что Ганс будет продолжать работать в этой области ... „пророческих фильмов". Он стоит большего. Пусть он не ждет... Чтобы творить в восхитительном хаосе киноискусства, недостаточно вызьь
406