Глава IX
ОБЗОР КИНЕМАТОГРАФИИ АЗИИ И АФРИКИ
ЯПОНИЯ1
Для Японии вторая мировая война началась летом 1937 года нападением японской военной клики на Китай. Война сразу же ускорила промышленную концентрацию японского кино. По словам г-на Ивабути2, в 1940 —1941 годах «кинематографические предприятия, существовавшие в Японии, были поставлены под контроль правительственных органов, которые ввели в практику систему предварительных разрешений для всех фирм, занимающихся кинопроизводством или кинопрокатом. При введении этой системы в действие бюро информации при правительстве зарегистрировало 201 продюсера и 303 прокатчика.
В действительности же только девять больших обществ владели в то время студиями и выпускали художественные фильмы. Это были «Сиотику», «Тохо», «Никкацу», «Синкокинема», «Дайто», «Нан Во», «Тохацу» (Токио Хассей), «Киокуто» и «Зенси».
По данным Робера Флоре, который посетил Японию в 1937 году, в начале агрессии против Китая, главным центром кинопромышленности в то время был Киото, расположенный на главном острове архипелага, на юго-западе от Токио. В этой бывшей столице с миллион-
1В 1940 г. население 65 миллионов, 2472 кинотеатра, около 400 миллионов зрителей, насыщенность экранами 38, 6 билетов на человека.
Производство фильмов (с 1940 г.), только полнометражные : 497 - в 1940, 232 - в 1941, 87 - в 1942, 61 - в 1943, 46 — в 1944, 26 — до августа 1945 (до капитуляции), 12 — после сентября 1945, 66 - в 1946, 97 - в 1947, 123 - в 1948, 156 -в 1949, 215 - в 1950.
2 Я особо благодарю г-на Ивабути за огромный труд, который он взял на себя, собрав для меня множество очень важных сведений о кинематографии своей страны.
359